МКОУ СОШ №19
Логин
Пароль
Главная  >>  Методическая работа  >>  Смирнова Светлана Леонидовна  >>  Методическая копилка  >>  Литературное чтение 4 класс "А.П.Платонов "Цветок на земле"

Литературное чтение 4 класс "А.П.Платонов "Цветок на земле"

 

 
Тема: А. П. Платонов «Цветок на земле».
Задачи:
·        совершенствование навыков беглого, сознательного, выразительного чтения;
·        развитие умений рассуждать, анализировать, делать выводы;
·        воспитание доброго, внимательного, заботливого отношения к пожилым людям.
 
 
                                               Ход урока.
 1.Организационный момент.
 
 2. Вступительное слово учителя.
Как сказал один известный писатель:
"Культура - это не количество ПРОЧИТАННЫХ книг, а количество ПОНЯТЫХ". Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями.
 
3. Речевая разминка. Работа над смыслом пословиц.
1). И старость не страшна, коли молодые помогут.
2). Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3). Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
4).Не смейся над старым, и сам будешь стар.
 
4. Проверка домашнего задания:
Разгадывание кроссворда.
1.    Как называется рассказ, с которым мы познакомились на прошлом уроке? ( «Цветок на земле»)
2.    Как зовут дедушку? (Тит)
3.    Как зовут внука? (Афоня)
4.    Кто автор рассказа? (А. П.Платонов)
 
5. Беседа о личности писателя.
·        Презентация «Биография А.Платонова» (Выступление ученика)
·        "Я человек. Я родился на прекрасной живой земле",- говорил Платонов.
Цель его творчества - открыть людям истинный смысл и правду жизни. Сказать по правде, Платонова читать не легко. В его слово надо вчитываться, не спеша, и тогда откроется чудесный мир платоновских произведений.
 
6. Словарная работа.
      Объясните  значения устаревших слов. Соедините стрелками.
      Самостоятельная работа уч-ся по карточкам.
      нынче                      устали
      глаза смежать         теперь, сейчас
      уморились               закрывать
      испить                      рассердился
      осерчал                    попить, выпить
 
Проверка задания.
 
7. Работа по содержанию.
 
1. Выборочное чтение по вопросам.
   - Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Прочитайте.
   - Какие вопросы задавал внук дедушке в первом диалоге?                   Прочитайте.
   - Сколько лет деду Титу? Докажите. ( 87 )
   - Сколько лет внуку? Докажите. ( 7 )
   - Опишите внешность деда Тита по плану:       - борода;
                                                                                    - руки;
                                                                                    - глаза.
   - Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (без интереса).
 
2. Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? («ходил, не зная, что  делать»).
   Посмотрите внимательно на текст следующей страницы. Как называется такой вид текста? (диалог) 
Чтение по ролям.
 
3.  -Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
    -  А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
    - Как заснул Афоня возле деда?   Перечитайте ещё раз последнее предложение этого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
 
4.   - Как Афоне удалось разбудить деда?
 Почитаем по ролям этот эпизод.
Как вы понимаете фразу «белый свет пытать». (Изучать. Пытать – быть пытливым, любознательным.)
 
 5. За что дед осерчал на внука?
   -  О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
   - Прочитайте эти главные слова в тексте.
   - Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
   - А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
 
6. - Нравится ли вам Афоня? Почему?
   - Какими качествами он обладает? Докажите. (Индивидуальная работа по карточкам)
Внимательный
Заботливый
Вдумчивый
Упорный
Настойчивый                                                                                          
Любознательный                                                                                            
Добрый
 
8. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.
   - Как вы думаете, что это? (План)
   - Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
   - Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
                  На печи рядом с дедом.
                  Скучно Афоне жить на свете.
                 Дед Тит.
                 Опять скучно жить на свете.
                 Пошли «белый свет пытать».
                 Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
                 Проснулся ненадолго.
                Гребешок для деда.
   - Прочитайте план. Проверим работу.
 
 
9. Определение главной мысли рассказа.
       1. Как вы думаете, почему А.П.Платонов именно так назвал своё произведение – «Цветок на земле»?
2. Чтение детских размышлений (Выступления учащихся.)
 
10. Итог урока.
Афоня  узнал о бессмертии человеческой жизни – жизнь человека сложна и есть в ней болезни и разочарования.
Но жизнь бессмертна, т.к. цветок умирает, но оставляет семена; человек умирая, оставляет после себя детей, след на земле.
Мальчик понял, что нужно жить так, чтобы оставить хороший, добрый след. 
 
 
 

Besucherzahler how to find a russian bride
счетчик посещений
Электронный дневник школьника БАЛЛОВ НЕТ
© конструктор сайтов, ООО «КМ-Образование», 2010